Акваскейпинг в стиле Ивагуми иногда называют простейшим среди других стилей природного аквариума. Вряд ли можно согласиться с таким утверждением. Создание подводного пейзажа из камней и растений, который пробуждал бы в сознании чувство покоя и гармонии, сродни чувствам, возникающим при созерцании живого огня или плывущих облаков достаточно сложно и подвластно мастерам.
В статьях, посвященных природным аквариумам можно нередко встретить высказывания, что стили данного направления чудесно отображают хаотичность природы. Между тем ни сам создатель природного аквариума Т.Амано, ни его последователи, достигшие вершин в этом виде акваскейпа, вроде нигде не высказывались о хаотичности, наоборот, всячески подчеркивали гармоничность дикой природы и воплощали её в своих аквариумах. На примере стиля Ивагуми (оформление аквариумов на основе композиции из камней) покажем, насколько правильная композиция из камней математически выверена с гармонией.
Первая композиция в стиле Ивагуми была показана акваскейпером Т.Амано в 1985 году.
Так выглядел первый Ивагуми, созданный Т.Амано - сегодня классика
Т.Амано неоднократно советовал новичкам, прежде чем приступить к созданию акваскейпа, очень хорошо продумать будущую композицию с учетом всех элементов, сделать эскиз будущего акваскейпа. Ошибки, которые проявятся после того, как аквариум наполнят водой и подрастут растения, исправлять практически невозможно – и огромные затраты времени и труда пропадут даром.
По сути, камни в акваскейпе Ивагуми действуют как структура всего проекта.
Поэтому воплощение проекта Ивагуми начинают с подбора камней.
Классические рекомендации по созданию Ивагуми устанавливают принцип нечетности количества используемых камней.
Также есть требование – все камни должны иметь одинаковую структуру и фактуру, совпадающие с главным камнем. Мастер изучает сколы главного камня и подбирает последующие камни так, чтобы линии их фактуры совпадали, были параллельны с таковыми на камне Oyaishi.
Использование нечетного количества камней не дает человеческому глазу разделить дизайн по центру и создать неестественную симметрию.
Т.Амано подчеркивал, что симметрия не свойственна природным пейзажам, она возникает там, где в пейзаж вмещался человек. Нечетное количество камней делает процесс создания природности ландшафта более легким (включая и начинающих акваскейперов), поскольку из нечетного числа элементов создать симметрию проблематично. Таким образом, нечетность даст возможность сформировать природную композицию даже новичкам.
Опытные мастера создают ассиметричные композиции и из четного числа камней, но начинающим лучше не рисковать.
Начальное количество камней, композиция из которых даст воплотить принципы Ивагуми, считается равной пяти. Но мастера этого стиля обходятся и меньшим количеством. Такой, навзовем его подстиль, Sanzon Iwagumi, состоит всего из трех камней – большого главного камня, меньшего второго и также допускается наличие вспомогательных камней.
Sanzon Iwagumi
Здесь же для примера рассмотрим создание композиции Ивагуми из пяти камней.
Каждый камень имеет свое наименование.
- Главный камень (в англоязычной литературе используется англоязычная аллитерация японского названия Oyaishi) – это самый большой камень композиции. По высоте (естественно высота определит и другие размеры) должен составлять 2/3 высоты аквариума. Ставят его всегда наклонив в сторону. Наиболее удачны те композиции, где направление наклона а также направление линий фактуры камня совпадает с направлением течения в аквариуме. В литературе не удалось отыскать объяснения этому факту, но, вполне вероятно, поскольку растения также наклоняются по направлению течения – со временем формируется дополнительная визуальная диагональ, добавляющая гармонии и динамизма.
- Первый второстепенный камень (Fukuishi) – он может устанавливаться как справа, так и слева
- Второй вспомогательный камень (Soeishi) – задача этого камня, располагающегося на противоположной стороне от первого второстепенного камня подчеркнуть массивность главного камня, его главенствующее положение в композиции и визуально уравновесить первый вспомогательный камень.
Если внимательно изучать Ивагуми мастеров, можно сделать вывод – вершина одного из вспомогательных камней всегда ниже вершины первого вспомогательного камня.
Давайте посмотрим внимательно, как расположил эти камни в своей композиции Т.Амано.
- высота главного камня составляет 2/3 высоты аквариума, расположен он на линии отсекающей 2/3 длины аквариума;
- если соединить вершины камней – получим треугольник с соотношением сторон кратным 1/3.
Как видите, мастер располагает камни не бездумно, а в соответствии с математической гармоничностью – принципом золотого сечения.
- Вспомогательные камни (4) (Suteishi - яп. переводится как «выброшенный камень» или "выбрасываемый камень", это кому уж как нравится) – используют для создания впечатления законченности композиции и её завершенности, располагаются либо перед, либо за вспомогательным камнем. Этот миниатюрный камень на первый взгляд и не особенно заметен, даже со временем покрытый растениями. Тем не менее, говорят, что он улучшает другие части сада, придавая тонкую сложность и непосредственность дизайну.
Обратите внимание - Т.Амано в своей композиции расположил вспомогательные камни так, что их вершины сформировали дополнительную визуальную диагональ, практически параллельную основной визуальной диагонали, которую формируют вершины главного и первого второстепенного камня.
Такой прием дал возможность визуализировать принцип гармонии динамики движения застывшего пространства, которым широко пользовались такие живописцы маньеризма, ка Эль Греко.
Кстати, обратите внимание – высота насыпания грунта плюс высота растений в правом и левом углах аквариума неодинаковы, а тоже формируют визуальную диагональ (желтая линия) в том же направлении, что и основные диагонали
Котоак видим, все элементы композиции геометрически выверены и сбалансированы.
Именно благодаря правильно сформированному балансу создается та атмосфера спокойствия, умиротворенности, которая так прельстительна в природных аквариумах, и в Ивагуми в частности.
Композиционно правильно размещенные камни выполняют общую задачу природных аквариумов – создать баланс между хардскейпом, открытым пространством и масштабом каждого элемента дизайна.
Можно сказать, что именно по этой причине новичкам не овладевшим практической стороной Ивагуми, что достигается в процессе создания неудачных композиций как награда за упорство, редко удаются удачные Ивагуми - ведь в общий баланс вовлечены не только статичные камни, постоянно растущие растения, но и подвижные рыбки.
И, тем не менее, создать красивый Ивагуми сможет и новичок – попробуйте придерживаться в формировании композиции требования не нарушать правила соотношения две трети и правила треугольника с вершиной, не совпадающей с линиями разделяющими что-либо на две равные части (кстати, если внимательно присмотреться к композициям Т.Амано – можно отыскать, две трети размера чего имеют используемые им иногда рыбки).
Из растений в Ивагуми наиболее часто профессионалы используют растения с маленькими листьями. Более высокие растения правильно высаживать на задних планах.
Eleocharis acicularis,
Eleocharis parvula,
Glossostigma elatinoides,
Pogostemon helferi
Эти растения используют для смягчения визуального воздействия камней, не затеняя основную структуру. Низко растущая зелень также создает впечатление земли, покрытой лесом, с центральными камнями в виде гор.
Выращивание отдельных саженцев (садят их с помощью специального пинцета, такие пинцеты доступны на aquaMegaMall.ru) может занять значительное время, но как только они вырастут, гармоничный конечный эффект будет стоить затраченного труда. Растения, выращиваемые в акваскейпе Ивагуми, как правило, нуждаются в еженедельной обрезке, чтобы сохранить природу компактного коврового покрытия.
Небольшие группы креветок и маленьких стайных рыбок вносят своим движением дополнительные штрихи спокойного динамизма в общую гармонию ландшафта и к тому же помогают бороться с водорослевыми обрастаниями.